2024-07-23
Стали, используемые для изготовления науглероженных деталей, называются науглероженными сталями:
Основным процессом термической обработки науглероженных сталей обычно является закалка и низкотемпературный отпуск после науглероживания. После обработки сердцевина детали имеет достаточную прочность и вязкость мартенсита с низким содержанием углерода, поверхностный слой твердого и износостойкого закаленного мартенсита и некоторое количество мелкого карбида.
Некоторые конструктивные детали, должны выдерживать более интенсивные удары и условия износа для работы, например, автомобили, тракторы на шестернях трансмиссии, двигатели внутреннего сгорания на кулачках, поршневых пальцах и так далее.
В соответствии с условиями работы, эти детали должны обладать высокой поверхностной твердостью и износостойкостью, в то время как сердце требует высокой прочности и соответствующей вязкости, то есть требования к заготовке «поверхностная твердость и вязкость».
Для того чтобы учесть вышеуказанные двойные характеристики, можно использовать низкоуглеродистую сталь через закалку науглероживанием и низкотемпературный отпуск для достижения, в это время сердце деталей является закалочной организацией низкоуглеродистой стали, чтобы обеспечить высокую вязкость и адекватную прочность, а поверхностный слой (на определенной глубине) имеет высокое количество углерода (0,85% ~ 1,05%), закаленный высокой степенью твердости (HRC>60), и может получить хорошую износостойкость.
Характеристики состава науглероженной стали:
Содержание углерода в науглероженной стали обычно очень низкое (от 0,15% до 0,25%), относящейся к низкоуглеродистой стали, такое содержание углерода обеспечивает хорошую вязкость и пластичность науглероженных деталей.
Для того чтобы повысить прочность сердцевины стали, в нее может быть добавлено определенное количество легирующих элементов, таких как Cr, Ni, Mn, Mo, W, Ti, B и так далее.
Среди них Cr, Mn, Ni и другие легирующие элементы играют главную роль в повышении прокаливаемости стали, так что поверхностный слой и сердцевина организации укрепляются после закалки и низкотемпературного отпуска.
Кроме того, небольшое количество Mo, W, Ti и других карбидообразующих элементов может образовывать стабильный карбидный сплав, играть роль измельчителя зерна, препятствовать роли стали в науглероживании при перегреве.
Следовые количества B (от 0,001% до 0,004%) могут сильно повысить прокаливаемость легированной науглероженной стали.
Классификация науглероженных сталей:
Легированные науглероженные стали делятся на три категории по степени закаливаемости или прочности.
Легированная науглероженная сталь с низкой прокаливаемостью:
Это низкопрочная науглероженная сталь (предел прочности на растяжение ≤ 800 МПа), такая как 15Cr, 20Cr, 15Mn2, 20Mn2 и т.д.. Этот тип стали закаливаемость низкая, путем науглероживания, закалки и низкотемпературного отпуска после сердца нижней прочности и прочности и вязкости с плохой. В основном используется в производстве небольших сил, требования к прочности не высокие износа частей, таких как дизельные двигатели распредвалы, поршневые пальцы, ползун, шестерни и так далее.
Зерна ядра науглероживания в этом типе стали легко растут, особенно в марганцевой стали. Если требования к производительности высоки, этот тип стали при науглероживании часто использует второй метод закалки, то есть после науглероживания сначала проводится нормализующая обработка для устранения образования карбонитридной перегретой организации, а затем повторная закалка с подогревом.
в легированной науглероженной стали с повышенной твердостью
Это легированная науглероженная сталь средней прочности (предел прочности на разрыв = 800 ~ 1200 МПа), такая как 20CrMnTi, 12CrNi3A, 20CrMnMo, 20MnVB и так далее. Этот тип стали содержит около 4% от общего количества легирующих элементов, так как основные Cr и Mn два элемента с добавлением стали, может более эффективно улучшить прокаливаемость и механические свойства (прочность на разрыв = 1000 ~ 1200MPa). Обычно используется в производстве тяжелых нагрузок средних и малых изнашиваемых деталей и средних нагрузок зубчатых колес с большим модулем. Например, автомобили, тракторы, коробки передач и редукторы заднего моста, валы шестерен, головки крестовин, шлицевые втулки, седла клапанов, кулачковые диски и так далее.
Этот тип стали содержит Ti, V, Mo, науглероживание аустенита тенденция роста зерна мала, поэтому может быть использован с температуры науглероживания предварительно охлажден до 870 ° C или так прямой закалки, и низкая температура отпуска, чтобы сделать детали имеют лучшие механические свойства.
Легированная науглероженная сталь с высокой твердостью:
То есть высокопрочная науглероженная сталь (предел прочности на разрыв > 1200 МПа), такая как 12Cr2Ni4, 18Cr2Ni4WA и так далее. Этот тип стали содержит легирующие элементы ≤ 7,5% от общего количества, благодаря большему количеству Cr, Ni элементов, может значительно улучшить прокаливаемость стали, особенно добавление большего количества Ni, одновременно улучшая прочность, так что сталь имеет хорошую вязкость. Этот тип стали может использоваться в качестве важных крупных деталей, подверженных большим нагрузкам и интенсивному износу, таких как активные тяговые шестерни локомотивов внутреннего сгорания, коленчатые валы дизельных двигателей, шатуны и прецизионные болты головки блока цилиндров.
Благодаря высокому содержанию легирующих элементов, кривая C сильно смещена вправо, поэтому при воздушном охлаждении может быть получена мартенситная организация; кроме того, температура мартенситного превращения также резко падает, поэтому науглероженный поверхностный слой после закалки сохраняет большое количество остаточного аустенита. Для того чтобы уменьшить количество остаточного аустенита после закалки, можно проводить закалку при высоких температурах перед закалкой, чтобы карбид сфероидизировался, или после закалки использовать холодную обработку.
Несколько методов термической обработки науглероженной стали:
Процесс термической обработки науглероженной стали включает подготовительную термическую обработку и процесс закалки науглероживания, из которых термическая обработка включает нормальную нормализацию, изотермическую нормализацию, нормализацию + отпуск, изотермический отжиг. Закалка науглероживанием в основном включает в себя прямую закалку с предварительным охлаждением, закалку науглероживанием после воздушного охлаждения после закалки или вторичную закалку с воздушным охлаждением, закалку науглероживанием после отпуска.
В настоящее время широко используется стандарт JB/T7516-1994 «Процесс термической обработки и контроль качества науглероживания зубчатой стали». В процессе науглероживания путем контроля содержания углерода на поверхности, карбида и остаточного аустенита в организации морфологии, распределения, градиента поверхностной твердости, а также глубины эффективного слоя науглероживания и т.д., чтобы получить лучшее качество слоя науглероживания и наименьшую деформацию, и улучшить качество зубчатых колес. Науглероживание может изменить только химический состав поверхности деталей, чтобы детали приобрели внешнюю твердость и внутреннюю вязкость, термическая обработка науглероживанием должна быть также закалена и подвергнута низкотемпературному отпуску для повышения вязкости стали и стабилизации размеров деталей. В зависимости от состава, формы и механических свойств заготовки после науглероживания часто используются следующие методы термообработки.
прямая закалка + низкотемпературный отпуск:
Детали извлекаются из печи для термообработки прямой закалкой, а затем закаливаются для получения необходимой твердости поверхности. Условий прямой закалки два: размер зерна аустенита при науглероживающей термообработке 5-6 уровней или более; слой науглероживания без явной сети и массивных карбидов. 20CrMnTi и другие стали при науглероживании в большинстве случаев подвергаются прямой закалке.
Прямая закалка с предварительным охлаждением + низкотемпературный отпуск:
Целью предварительного охлаждения является уменьшение деформации деталей, чтобы на поверхности остаточного аустенита из-за осаждения карбидов уменьшились. Предварительное охлаждение прямой закалки поверхностная твердость немного увеличилась, но зерно не изменилось, температура предварительного охлаждения должна быть выше, чем Ar3, чтобы предотвратить сердце осаждения феррита, температура слишком высока, чтобы повлиять на процесс предварительного охлаждения осаждения карбидов, количество остаточного аустенита увеличилось, но и сделать закалку деформации увеличилась.
Закалка с нагревом + низкотемпературный отпуск:
Углеродистые детали быстро охлаждаются до комнатной температуры, а затем повторно нагреваются для закалки и низкотемпературного отпуска, подходит для закалки сердца более высокой прочности и лучших требований к вязкости деталей.
Высокотемпературный отпуск + закалка + низкотемпературный отпуск:
После высокотемпературного отпуска остаточный аустенит распадается, слой проникновения углерода и легирующих элементов осаждается в виде карбидов, легко обрабатывается, в то время как остаточный аустенит уменьшается, в основном для деталей из легированной стали Cr-Ni.
Вторая закалка + низкотемпературный отпуск:
Заготовка охлаждается до комнатной температуры, затем проводится две закалки, а затем низкотемпературный отпуск. Это своего рода метод термообработки, обеспечивающий высокую производительность как сердцевины, так и поверхности, две закалки способствуют уменьшению количества остаточного аустенита на поверхности.
Вторичная закалка + обработка холодом + низкотемпературный отпуск:
Также известна как термическая обработка высоколегированной стали для уменьшения количества остаточного аустенита на поверхности, в основном используется для зубчатых колес и деталей валов.
Процесс науглероживания зубчатых колес и методы контроля:
Методы контроля науглероженных деталей:
Глубина науглероженного слоя и глубина эффективного закаленного слоя являются важными техническими показателями для определения качества науглероживания. Глубина науглероженного слоя легированной стали - это глубина заэвтектической стали + заэвтектической стали + всего переходного слоя, а также заэвтектического слоя + эвтектического слоя и должна составлять 50% от общей глубины. GB/T9450-2005 «Определение глубины науглероженного закалочного слоя стальных деталей и калибровка» устанавливает метод измерения.
Глубина науглероженного слоя детали обычно выбирается в соответствии с величиной нагрузки на деталь, при этом глубина науглероженного слоя шестерен с общим усталостным разрушением при изгибе принимается за нижний предел, глубина науглероженного слоя шестерен, поврежденных контактной усталостью, принимается за верхний предел, а глубина науглероженного слоя шестерен с большими нагрузками принимается за верхний предел.
Науглероженные детали обычно используются после закалки и отпуска, GB/T25744-2010 «металлургическое испытание стали на науглероживание закалкой и отпуском» предусматривает ограниченную глубину закаленного слоя более 0,3 мм заготовки науглероживания закалки и отпуска металлургической организации испытания, металлургической организации уровня предписанного метода.
организация науглероживающей закалки и отпуска:
организация прямой закалки Температура науглероживания высока, если при прямой закалке образуется крупнозернистый мартенсит и больше остаточного аустенита, напряжение при закалке велико, легко образуются трещины. Поэтому после науглероживания обычно используют закалку при пониженной температуре, чтобы осадить часть карбида, получить мелкоигольчатый мартенсит и небольшое количество остаточного аустенита. Поэтому процесс закалки непосредственно после науглероживания должен строго контролировать температуру закалки при пониженной температуре.
Организация закалки и низкотемпературного отпуска Организация закалки и низкотемпературного отпуска - это поверхностный слой тонкого закаленного остроугольного мартенсита, небольшое количество остаточного аустенита и небольшое количество гранулированных карбидов, сердцевина организации низкоуглеродистого мартенсита. Температура нагрева при закалке должна строго контролироваться, чтобы гарантировать отсутствие более тонкого игольчатого мартенсита и сетчатых карбидов.
Вторичная закалка и низкотемпературный отпуск Вторичная закалка предназначена для устранения сетчатых карбидов и улучшения организации. После науглероживания поверхностный слой имеет высокое содержание углерода, часто появляются сетчатые карбиды. Например, температура процесса закалки высокая, эффект устранения сетчатой карбидной организации не очень хороший, мартенситная игла более грубая, количество остаточного аустенита, использование вторичного процесса закалки. Первый выбор температуры нагрева закалки в сердце организации Ac3 выше, для того, чтобы устранить сетчатые карбиды и уточнить сердце организации; второй выбор закалки в Ac1 выше температуры нагрева, как правило, 780 ~ 800 ℃, использование масла закалки, чтобы получить тонкую иглу мартенсита, небольшое количество остаточного аустенита и гранулированного карбида организации.
Металлографическое исследование тонких науглероженных деталей:
Глубина науглероженного слоя не более 0,3 мм тонких науглероженных деталей в соответствии с конкретными положениями GB/T9451-2005 «стальные детали общей глубины тонкого поверхностного упрочняющего слоя или глубины эффективного слоя твердости глубины определения конкретных положений испытания, доступные измерения микроструктуры и метод измерения микротвердости.
Металлографический контроль тяжелых зубчатых колес:
Показатели термообработки тяжелонагруженных шестерен в основном включают поверхностную твердость (58-62HRC), сердечную твердость (58-62HRC), ограниченную глубину закаленного слоя, содержание углерода на поверхности и распределение углеродного потенциала, размер зерна и остаточный аустенит. Для тяжелонагруженных передач обычно требуется эффективный закаленный слой более 2 мм.
Содержание углерода в науглероженном слое влияет на прокаливаемость науглероженного слоя, для большинства зубчатых сталей при содержании углерода 0,8-0,9% науглероженный слой имеет самую высокую прокаливаемость. Размер зерна в науглероженном слое и сердцевине должен быть гарантированно выше класса 7-8. Остаточный аустенит является важной фазой в организации закалки науглероженного слоя, слишком большое количество остаточного аустенита может привести к падению поверхностного остаточного давления, что снижает усталостную прочность и износостойкость шестерни, но под действием нагрузки остаточный аустенит в стали подвергается пластической деформации для улучшения состояния контакта зубьев и поддержания точности шестерни. При всестороннем рассмотрении содержание остаточного аустенита обычно контролируется в пределах 10 ~ 25%.